Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка

Особенности организации урока в системно-деятельностном подходе

Особенности организации урока в системно-деятельностном подходе

 

В.Н.Лутошкина

доцент кафедры ДиНО ККИПК

 

 

Введение ФГОС НОО в реальную образовательную практику учителя начальной школы является сложным и многоплановым  процессом.  Урок и особенности его организации – это один из важнейших факторов, обеспечивающих успешную реализацию требований нового стандарта в школе первой ступени.

Урок становится зеркалом, в котором должна отражаться современная модель организации образовательного процесса, базирующаяся на системно-деятельностном подходе, что и является гарантом формирования универсальных учебных действий младших школьников. В этих условиях к основным особенностям организации урока, можно отнести следующее:

  • Основным педагогическим средством учителя становится метод решения учебных задач, позволяющий организовывать учебную деятельность младших школьников в урочном пространстве;
  • Урок строится на решении детьми учебно-практической задачи, результатом которой является открытие нового способа (понятия, свойства), ключевого для данного урока;
  • Структура урока определяется логикой  решения учебно-практической  задачи, и заставляет учителя пересмотреть свои прежние представления об этапах урока;
  • Учитель должен отказаться от бесконечной вереницы решения учащимися частных задач и заучивания правил;
  • Важным условием урока становится организация учебного сотрудничества, обеспечивающего формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников;
  • Задача формирования регулятивных и личностных универсальных учебных действий требует обязательного использования в целостном образовательном процессе, и в уроке, в частности, системы качественного критериального оценивания учебных достижений младших школьников.

Становится очевидным, что в условиях введения нового образовательного стандарта меняется привычное «традиционное» представление учителя об уроке. Особое внимание следует обратить на структуру современного урока, включающего следующие возможные этапы:

- этап проблематизации и целеполагания,

- этап решения учебной задачи,

- этап моделирования обобщенного способа решения задачи,

- этап конкретизации способа при решении частных задач,

- этап контроля и оценки.

Рассмотрим особенности каждого этапа:

         Первый этап урока - включение учащихся в деятельность. Это этап проблематизации и целеполагания.

         Практика показала, что увлечение «Устным счетом» или «Словарной работой» в начале урока не только не оправдано, но и, занимая значительную часть урока, отнимает время у этапа решения  учебной задачи. Гораздо эффективнее организовать актуализацию знаний через постановку практической задачи, которая постепенно перерастает в учебную (т.е. в конкретную проблему, которую нужно решить, чтобы справиться с задачей практической).

          В связи с этим в самом начале урока учащиеся приступают к решению практической задачи на лингвистическом, математическом или другом предметном содержании. Предназначением такой задачи является обнаружение учащимися границы своего знания-незнания (умения-неумения) в ходе выполнения знакомого им практического действия.    

         Учителю следует обратить внимание на то, как проектировать такое задание. Задача должна быть построена, с одной стороны, на освоенном учащимися материале, а с другой, содержать орфограммы (задачи) на еще не открытый способ действия.

         Например, учащиеся уже могут проверять безударную гласную в корне слова. В начале урока учитель предлагает им проверить свое умение, выполнив задание «Вставьте в слова пропущенную букву». При этом среди слов на изученную орфограмму в корне слова есть одно слово с  безударной гласной в окончании существительного. В ходе решения практической задачи ученики обнаруживают такое слово. В процессе совместного обсуждения понимается, что способ проверки безударных гласных «не в корне» учащиеся еще не знают (это и есть проблема). Таким образом обнаруживается учебная задача: узнать, как проверять безударную гласную в окончании (в окончании существительного). И этап заканчивается целеполаганием.

 

Действия учителя

Предполагаемые действия учащихся

- Изученный способ (проверка безударных гласных в корне) подходит для проверки безударных гласных «не в корне» (в окончании)?

- Вы знаете, как нам действовать, если орфограмма не в корне?

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке (что мы будем сегодня изучать?)

- Нет, не подходит (могут привести примеры и пр.)

 

 

 

- Мы это еще не изучали. Не знаем.

 

- Как проверять безударные гласные в окончании.

 

Так практическая задача превращается в учебно-практическую «Нам нужно научиться, узнать, как проверять безударную гласную в окончании таких слов».

         На данном этапе учителю следует отказаться от привычки записывать тему урока на доске и просить детей ее прочитать. Иногда педагоги предлагают учащимся угадать тему урока. Все это малоэффективные способы организации целеполагания.  Целеполагание связано не с темой урока, а с тем умением, способом или знанием, которое дети будут открывать, осваивать на уроке. 

         Следующий этап урока – этап решения учебной задачи, поиск способа, открытие нового знания.

         Учителю необходимо понимать, что для решения учебно-практической задачи нашему ученику нужна совместная работа с одноклассниками. Учебное сотрудничество (1-2 класс – работа в парах, 3-4 класс – групповая работа) является необходимым условием организации детской деятельности на уроке.

         В тоже время, решая учебно-практическую задачу на конкретном предметном содержании, учащиеся осуществляют собственные пробы, используя опоры для практического действия (фишки, числовая линейка, графы, стрелки и т.п.). Учитель должен создавать условия для освоения учащимися данных опор.

         Кроме того, на данном этапе учителю следует помочь учащимся удержать цель урока, учебную задачу на протяжении всей работы. Для этого могут использоваться следующие средства.

 

Варианты действий учителя

- Удалось ли нам решить задачу?

- Что мы делали, чтобы …?

- Давайте посмотрим, помог ли этот способ решить задачу?

- Подходит ли этот способ ….?

- Удалось ли нам найти способ,… понять, как действовать?

- Как будем действовать, чтобы….?

- Как можно обозначить это на схеме,…с помощью знаков…рисунка…?

 

        Не стоит просить учащихся описывать весь алгоритм действия или просить рассказать правило. Учитель заблуждается, полагая, что так можно развивать речь учащихся или формировать способ действия.

        Если алгоритм действия (способ) существует (и открыт) его можно зафиксировать в виде условной модели, используя знаки, придуманные вместе с детьми.

Третий этап урока - применение изученного способа, решение частно-практических задач.

        На данном этапе важно, чтобы ученики не забыли, какую учебную задачу решают, чему учатся на уроке. Учитель в начале этапа помогает детям осознать, что задание, которое им предстоит выполнить, позволит освоить изучаемый способ, умение, понятие.

 

Варианты действий учителя

- А сейчас попробуйте, посмотреть (проверить, попробовать) как вы этому научились (научились ли вы  проверять орфограмму, писать букву,…прибавлять 2, и пр.). Для этого выполните задание …

 

        Итоговый этап урока связан с контролем и оценкой учащимися степени освоения изучаемого  умения. Учитель организует проверку выполнения задания предыдущего этапа. Все, что появляется на доске, становится предметом обсуждения класса. После проверки запись на доске становится эталоном, образцом, с которым дети могут сверить свои работы.

 

Варианты действий учителя

- Возьмите карандаш. Подчеркните буквы, которые вы вставили (орфограмму).

- Если буква (слово,…и пр.) получились как на доске, то поставьте «плюс» напротив слова. Исправьте ошибку там, где у вас оказалась другая буква.

- Подайте сигнал, кому удалось…сделать как на образце. Хорошо!

- Подайте сигнал, кто сумел найти и исправить ошибку. Хорошо! Молодцы!

 

Если возможно, ученики отмечают свое достижение на шкале. В качестве основного критерия для оценивания используется осваиваемое умение (чему учились на уроке).

 

Варианты действий учителя

-Подайте сигнал (поднимите руку), кто считает, что научился проверять безударные гласные? (Руку поднимают ученики, у которых не было ошибок в задании).

-Кому еще надо этому учиться?

-Кто считает, что нам нужно еще учиться проверять безударные гласные (увеличивать на 2, и пр.)

-Молодцы, я с вами согласна! На следующем уроке мы еще будем этому учиться.

 

         Становится очевидным, что только осознание вышеперечисленных особенностей организации урока, построенного в системно-деятельностном подходе, позволит учителю построить образовательный процесс, направленный на достижение планируемых результатов начального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Структура урока

1.Этап проблематизации и целеполагания

  • Учащихся включаются в решение практической задачи на уже освоенное умение (навык, способ, действие).  Учитель, давая инструкцию на работу, предлагает детям пометить вопросительным знаком то, что может вызвать сомнение.
  • В ходе самостоятельного решения практической задачи учеником обнаруживается и помечается место, вызывающее неуверенность ребенка в правильности его действий.
  • В ходе предъявления результатов решения практической задачи выясняется, что ученики смогли сделать, а что было трудно. Место, которое вызвало сомнение, становится предметом анализа. Учащиеся, опираясь на вопросы учителя, определяют отличия данного примера (слова, формы, орфограммы, действия, задания) от уже решенного, выполненного, освоенного.
  • Ученики под руководством учителя обнаруживают границу своего знания-незнания, умения-неумения: выясняется, что пример (слово, действие и пр.), вызвавший вопрос, еще не изучали.
  • Обнаруженное неумение, незнание становится предметом изучения-превращается в цель урока.

Помните, что целеполагание связано не с темой урока, а с тем умением, способом или знанием, которое дети будут открывать, осваивать на уроке. 

 

2. Этап решения учебной (учебно-практической) задачи, поиск способа, открытие нового знания

  • Проблема, возникшая в ходе решения практической задачи, превращается в учебную задачу. Если ученики решают ее на  содержании практической задачи, то она является учебно-практической задачей.
  • Поиск способа решения учебно-практической задачи:

А) анализ изученного ранее способа, проба применения его для решения учебной задачи с учетом изменившихся условий;

Б)  действия учащихся по инструкции, предложенной учителем, автором учебника, условным игровым персонажем, планом работы и т.п.

В) самостоятельные пробы в парах: действия с фишками, заместителями, моделями или другими  опорами для детского действия.

  • Представление детских способов (вариантов) решения задачи для общего анализа.
  • Анализируется эффективность предложенных способов: можно ли пользуясь данным способом, решить задачу.
  • Фиксация открытого способа (в виде модели или другими средствами).

 

3. Этап освоения открытого (нового) способа (применение изученного способа, решение частно-практических задач)

  • Постановка задачи на освоение учащимися изучаемого способа.
  • Решение практической задачи с применением нового способа.
  • Контроль: удалось ли нам решить данную задачу; сверьте свой результат с нашим общим результатом; отметьте то, что получилось знаком «+»; исправьте там, где нашли расхождение.
  • Оценка: чему учились; как назвать оценочную шкалу; насколько я освоил это умение; надо ли мне этому учиться.

 

Анализ урока

Цель анализа урока:  анализ содержания и условий организации образовательного процесса образовательного учреждения на соответствие цели и планируемым  результатам основной образовательной программы,  требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Образовательное учреждение:

Класс:

Учитель:

Учебный предмет: Литературное чтение

Тема урока: «Секреты волшебной сказки»

Цель урока: сформировать умение отличать волшебные сказки от других

видов сказок

 

Структура урока выдержана в логике решения учебно-практической задачи (в системно-деятельностном подходе)

Учитель строит урок как система работы с практическими задачами.

Организация этапа проблематизации.

Организована ли работа с практическим заданием или ведется беседа, повторение и пр.

Предложены учащимся способы фиксации проблемных мест

Этап проблематизации строится на основе организации беседы с учащимися о том, что такое сказки, как сказки отличить от других произведений. Используются слайды с цитатами выдающихся писателей.

Работа строится фронтально. Задание не позволяет учащимся выйти на осознание границы своего знания-незнания и на понимание проблемы (задачи), которую предстоит решать на уроке

Организация детского целеполагания.

Удалось ли учащимся увидеть границу своего знания-незнания.

Как помечается то, что еще предстоит освоить.

Целеполагание строится на основе работы с медиа – презентацией «Шаги учебной деятельности»: «Чего я не знаю; найду сам способ; эталон терпения в учебной деятельности». Учащиеся читают и комментируют установки на работу. Много говорится о терпении. Но не понятно, что именно готовятся терпеть дети.

Такая форма работы не соответствует возрасту младших школьников.

На данном этапе следует рассмотреть, что именно про сказки будут изучать дети на уроке, чему будут учиться.

Удалось ли перейти от практической задачи к учебно-практической

Учитель дает задание, содержанием, которого являются признаки волшебной сказки. Если бы учитель дал детям задание  найти среди сказок волшебную, то это могло быть основанием для выхода на учебно-практическую задачу: узнать особенности волшебной сказки, научиться отличать эту сказку от других

Как строится работа над решением учебно-практической задачи

Работа строится на решении практических задач. В тоже время учитель использует задания, которые могли бы вывести учащихся на учебно-практическую задачу. Для этого педагогу нужно было не торопиться и не стремиться выдать большое количество информации детям, а организовать работу по поиску отличия волшебной сказки от других

Используется ли моделирование, классификация или какие-либо другие познавательные средства для решения задачи

В слайдах, которые показываются детям есть материал и для моделирования и классификации. Но учитель, работая репродуктивно, не использует этот материал. Более того, учитель не использует потенциал программы «Начальная школа 21 века», в которой на уроках литературного чтения используется работа с моделированием. Например, моделирование отражающее события, участие и особенности героев, их действия. Можно было классифицировать сказки по видам, распределять по группам признаки, характеризующие типы сказок

Как организуется  учебное сотрудничество обучающихся

Организовано сотрудничество по линии «Учитель-ученик». Линия «Ученик-ученик» только начинает строиться. Здесь следует организовывать работу в парах, предлагать ученикам отнестись к ответам одноклассников: «Покажите ваше отношение», «Как вы думаете?».

Как организуется действие контроля.

На ком лежит функция контроля.

Что является предметом проверки

Фронтально проверяется, как учащиеся отметили признаки волшебных сказок.

Функция оценивания лежит на учителе, иногда педагог проверить кого-либо из учеников.

Как организуется действие оценивание учебных достижений.

Кто определяет критерии оценки.

Какие критерии выделены.

Связано ли оценивание с учебной задачей урока.

Есть ли работа с позитивной динамикой учебных достижений учащихся.

Для оценивания в конце урока учитель использует шкалы «Я умею», «Я не умею». Предлагает ученикам отметить «крестик» на шкалах. Такие шкалы не отражают критериальный подход к оцениванию планируемых результатов и не должны использоваться для итогового оценивания.

В данном уроке можно было применить шкалу «умею отличать волшебные сказки» или «знаю признаки волшебных сказок» (ПВС).

Удалось ли реализовать цель урока

По детским действиям сложно понять, насколько они освоили умение различать сказки, так как не было задания, которое позволило нам сделать такой вывод. Но судя по ходу организации урока учителю

не удалось решить задачи урока

 

Действия по созданию проектного замысла

 

  • Определите название проекта
  • Сформулируйте тему урока, в котором применяется проектируемая ситуация
  • Определите цель урока
  • Выберите задание, на котором будет строится педагогическая ситуация
  • Определите, на изучение какого понятия, способа действия, направлена педагогическая ситуация
  • Сформулируйте планируемые результаты педагогической ситуации.
  • Соотнесите планируемые результаты с требованиями стандартов (метапредметные УУД).
  • Разработайте учебное задание, которое обеспечит достижение планируемых результатов
  • Определите способы организации деятельности детей (методы, технологии, формы)
  • Опишите проектный замысел (содержание и механизм реализации педагогической ситуации), используя таблицу:

 

Планируемая деятельность педагога

Предполагаемые действия учащихся

Оптимальная система действий: каким образом, и в какой последовательности, что и как будет сделано для получения запланированных результатов

 

Действия учеников

 

 

Проект

педагогической ситуации, направленной на формирование УУД

 

Разработчики:___________________________

___________________________

 

Учебный предмет:_________________________

 

Учебник (автор, класс, год издания):_________________________________

 

Тема урока:_______________________________________________________

 

Задание (номер, страница учебника):_________________________________

 

Цель задания (на освоение какого понятия, способа, и на каком уровне направлено данное задание):__________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Планируемые результаты (формируемые УУД):

Регулятивные УУД: учащиеся научатся________________________________

__________________________________________________________________Познавательные УУД: учащиеся научатся______________________________

__________________________________________________________________Коммуникативные УУД: учащиеся научатся____________________________

_________________________________________________________________

 

Организация работы

 

Планируемая деятельность педагога

Предполагаемые действия учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: tatiana (2015-03-27)
Просмотров: 2447 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Рейтинг@Mail.ru