Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка

Причастие как часть речи

 

Причастие как часть речи

 

Цель: познакомиться с причастием

                 Задачи:   

  • определить морфологические признаки данной части речи
  • узнать ее название
  • активно работать в парах и группах

 

 

1.Высказывание о богатстве и красоте русского языка.

Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы. 
 

Проспер Мериме - французский романист и новеллист

 

2.Богатство русского языка заключается и в многообразии частей речи. Узнаете ли вы их, отгадав загадки:

 

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? И ЧТО? Верно отвечает,

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же з склоненья есть,

Падежей различных сразу шесть.

(имя сущ.)

 

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать, говорит,

Строго сам за всем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

(глагол)

 

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

(имя прил.)

 

Мы войдем в лесную чащу:

Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ,

Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,

Еж ИСПУГАННЫЙ и робкий.

Там ПОЮЩИЙ соловей

И ПОЛЗУЩИЙ муравей.

В этих строчках, я замечу,

Есть особая часть речи.

(?)

Можете ли назвать эту часть речи? (чтобы узнать название части речи, нужно отгадать ребус)

 

Это причастие. Сформулируйте цель урока. Что надо сделать, чтобы достигнуть эту цель? А как будет звучать тема? (записываем в рабочий лист)

3.Кто попробует объяснить, что означает слово ПРИЧАСТИЕ?

торическая справка: Окунемся в 19 век, В.И. Даль говорил о причастии: (внимание учащихся обращается к эпиграфу, который записан на доске.) Эпиграф: Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного

 

4.игра «Верите ли вы, что…?»

  • Верите ли вы, что причастие похоже на прилагательное?
  • Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи?
  • Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
  • Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
  • Верите ли вы, что у причастий нет зависимых слов?
  • Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

Самопроверка по ключу (слайд 2).  Самооценка, проставление баллов в рабочем листе.

Озвучивание результатов:  Кто набрал 6 баллов? 8 - 10? 6 – 7? Меньше 6 баллов?

 

5.Можете ли вы попытаться что-то рассказать про причастие? Таблица поделена на столбики, их надо озаглавить и заполнить (в группах):

 

Морфологические признаки причастия

 

 

 

 

 

Верны ли наши предположения, мы узнаем, обратившись к учебнику. Заполните таблицу до конца, прочитав статью о причастии.

 

6.      Давайте отдохнём! (1 мин.)

VIII. Физкультминутка.

- Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру.

- Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать название произведения, содержащие причастие, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.

«Василиса Прекрасная» (хлопок).
«Спящая царевна» Жуковского (вверх).
«Медный всадник» Пушкина (хлопок).
«Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
«Уроки французского» Распутин (хлопок).

 

7.Игра «конструктор» (в группах). Образование причастий. КАРТОЧКИ С ЧАСТЯМИ ПРИЧАСТИЙ? Работа в группах. Собрать причастие, записать слова, выделив те морфемы, которые помогли образовать (суффикс и окончание).

Проверить по шаблону на слайде. У кого были ошибки? Какие?

 

8.Рефлексия. можно раздать (отдельно!) тексты с ошибками в содержании или пропусками слов. Текст о причастии. Нужно восстановить текст. Это групповое задание. Потом прочитать вслух каждой группой. Другие слушают и исправляют.

 

9. итог урока. Какие открытия сделаны вами?

Достигнута ли цель?

Как вы думаете, что еще о причастии мы узнаем?

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: tatiana (2015-03-27)
Просмотров: 376 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Рейтинг@Mail.ru