Тест 8
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.
Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1–24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
ПРИМЕР:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
2 |
6 |
1 |
3 |
Ответ
Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число илипоследовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответав тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланкеобразцами. |
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. |
(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. (2) С древнейших времён люди использовали (…) материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3) Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны. |
1 |
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.
2)Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
3)Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
4)Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
5)Предметы, которые нас окружают, сделаны из одного или нескольких природных материалов – и это важно.
Ответ: ______1_____________________.
2 |
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
те удачные
эти необычные
некоторые
3 |
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова натуральный. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
натуральный,-ая, -ое; -лен, -льна.
1. полн. ф. Относящийся к области естественных наук (устар.). Натуральная история.
2. Соответствующий природе вещей, действительности. Портрет в натуральную величину.
3. полн. ф. Относящийся к оплате натурой, не деньгами. Натуральный налог. Натуральный обмен.
4. полн. ф. Настоящий, подлинный, природный, не искусственный. Натуральный шелк, мех. Натуральный кофе.
5. Вполне естественный, непритворный. Натуральный смех. Натуральные жесты. * Натуральное хозяйство (спец.) - хозяйство, в котором продукты труда производятся для удовлетворения нужд только самих производителей.
4 |
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ракУшка принЯться
обеспЕчение пОнявший
облегчИть
5 |
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.
6 |
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПОЛОТЕНЕЦ ПОЛОЖЬТЕ на полку
С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями опытные ШОФЕРЫ
Несколько ГЕКТАРОВ
7 |
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 1) неверное построение предложений с
деепричастным оборотом
Б) Большинство возражали против такой оценки 2) нарушение в построении предложения
его творчества. с несогласованным приложением
В) Получив начальное домашнее образование в 3) смешение прямой и косвенной речи.
Москве, этого было достаточно для поступления
в Пажеский корпус.
Г) Я читал роман « Анну Каренину». 4) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Д) Я знаком с группой ребят, болеющими 5) одновременное употребление полной
за «Динамо». и краткой формы прилагательного в
составном сказуемом
6)неправильное употребление падежной
Формы существительного с предлогом
7) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
8 |
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
неприк..сновенный сбивч..вый
орнам..нт похв..ла
к..рьерист
|
9 |
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
не..говорчивый, во..делывать
пр..дедушка, пр..бежка
пре..почесть, о..бить
бе..жизненный, в..бодрить
пр..милый, пр..крыть
10 |
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
успока..ваться гор..вать
насла.вать приветл..во
затраг..вать
11 |
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
каракул..вый
объявля..шь
дремл..шь
гоня..шь
вскоч..шь
12 |
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
После казни декабристов Пушкин (не)отказался от своих друзей, остался им верен .
Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной!
Есть книги, где все происходящее в них только названо, но (не)увидено автором.
Маленькие, (не)крашеные никем домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.
Собака, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла.
13 |
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)?
(ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?
Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.
(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем.
Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился.
14 |
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.
15 |
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.
2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?
3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.
4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.
5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
16 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.
17 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
18 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к "умеренности и аккуратности".
19 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25. |
(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.
(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.
(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.
(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. Ф. Искандер
20 |
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
|
|
|
|
Ответ: ____15_______________________
21 |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 3 содержит описание.
2) В предложениях 7–12 содержится рассуждение.
3) Предложение 5 содержит повествование.
4) Предложения 17–18 содержат элементы рассуждения
5) В предложении 15 присутствует элемент описания.
Ответ: __24_________________________.
22 |
Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23 |
Среди предложений 11–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке |
24 |
«Чтобы передать наиболее точно свое отношение к полюбившемуся персонажу, заострить внимание читателя, автор использует в предложении 7 такое синтаксическое средство выразительности, как (А) ______. Динамику тексту, эффект беседы с читателем придают художественные средства выразительности в предложениях 9-10 (Б)________, а также в предложении 8 (В)____ . Называя Марину Цветаеву «будущей мятежной поэтессой», автор использует (Г)___________.
Список терминов:
1) |
метафора |
2) |
сочетание слов, противоположных по смыслу (оксюморон) |
3) |
однородные члены предложения |
4) |
повтор согласных звуков (аллитерация) |
5) |
вопросно-ответное единство |
6) |
неполные предложения (парцелляция) |
7) |
сравнение |
8) |
риторический вопрос
Ответы |
1.1
2. эти
3. 4
4. понявший
5. гордость
6. положите
7.А-5 Б-4 В-1 Г-2 Д-7
8.похвала
9.безжизненныйвзбодрить
10.горевать
11.вскочишь
12.необыкновенной
13.вследствиепоэтому
14.3
15.4
16.14
17.12345
18.2
19.1234
20.15
21.24
22.хозяинслуга
23.12
А |
Б |
В |
Г |
3 |
5 |
6 |
1 |
24.